некалендарный четий сборник относительно устойчивого состава, содержащий Слова и поучения, к-рые преимущественно надписаны именем свт. Иоанна Златоуста (из них часть действительно принадлежит свт. Иоанну, часть текстов, в т. ч. слав. происхождения, ему приписана). Известно несколько десятков списков «З.» XI-XIX вв. (полных сборников и фрагментов), из них ок. 40 рукописей младше XVII в. Выделяют пространную, краткую, особую (определена М. С. Фоминой) и саратовскую (определена амер. славистом У. Р. Федером) редакции сборника. Списки, содержащие сборник целиком,- восточнослав. происхождения, только в восточнославянских списках известна пространная редакция «З.».
Во всех списках пространной редакции «З.» вслед за оглавлением помещается «Прилог», где сообщается, что «З.» был составлен болг. царем Симеоном (893-927), к-рый, «Божественного писания испытав и всех учитель нравы, и обычаи, и мудрость разумев», выбрал «словеса от всех книг» свт. Иоанна Златоуста и составил из них книгу, именуемую «З.», т. к. «сладкие речи» ее, словно «златые струи», омывают души людей. Исследователи по-разному интерпретировали этот текст: И. И. Срезневский считал, что «Прилог» мог принадлежать перу царя Симеона, В. Н. Малинин предлагал называть «Прилог» панегириком царю, составленным неизвестным книжником. При этом у всех исследователей не вызывала сомнения связь прототипа «З.» с этим болг. правителем. Малинин показал, что составитель прототипа «З.» использовал не труды свт. Иоанна Златоуста, но визант. сборники, содержащие извлечения из сочинений святителя или их переработки. В частности, источниками для «З.» могли быть компиляции из нравоучительных частей Бесед свт. Иоанна на новозаветные книги (Евангелие от Иоанна, Деяния св. апостолов, Послания ап. Павла к Римлянам, к Коринфянам, к Филиппийцам, к Тимофею, к Титу, к Евреям).
Впосл. в сборник вошел ряд др. статей. К позднейшим дополнениям к пространной редакции следует отнести неск. эклог Феодора Магистра (Дафнопата), к-рые были написаны после составления прототипа «З.» («Златоструя царя Симеона»), а также ряд статей слав. происхождения; при этом среди памятников, входящих в пространную редакцию, отсутствуют, по всей видимости, тексты, созданные или переведенные после XI в. Различные хронологические слои можно выделить и в краткой редакции «З.». Т. о., первоначальный сборник («Златоструй царя Симеона») не сохранился, к нему, вероятно, восходят обе наиболее распространенные его редакции (пространная и краткая). Те обстоятельства, что во фрагментах «З.» XIII в. встречаются календарные отсылки, а список XII в. находится в одном сборнике с древнейшим списком минейного Торжественника, заставляют поставить вопрос о связи «З.» с календарными, прежде всего триодными, сборниками. Однозначного ответа на этот вопрос нет, поскольку даже ранние отрывки сборника, содержащие календарные указания, отстоят от времени создания архетипа более чем на 3 столетия и поэтому могут отражать один из этапов позднейшей истории бытования сборника. В то же время в лит-ре (Иванова. 1976) отмечается явная текстологическая вторичность даже в древнейших триодных сборниках (напр., в Гомилиарии Михановича) гомилий, общих для них и «З.».
Заглавие у сборника появляется в рус. рукописной традиции не ранее кон. ХV-ХVI в. При этом оно не выносится в начало рукописи, но указывается в писцовых и владельческих записях: «Сия книга богодухнавенная, глаголемая Златоструя, дана бысть...» (ГИМ. Усп. № 14/бум., 1505 г.). Лишь в списках XVII-ХIХ вв. название появляется в заглавии: «Книга, глаголемая Златоструй, иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго, патриарха Царяграда» (РГБ. Егор. № 1393, 2-я пол. XVIII в.); «Оглавление книги сей, глаголемыя Златоструй, иже во святых отца нашего Иоанна архиепископа, патриарха Царяграда» (РГБ. Овчин. № 233, XVII в.). В то же время это название может встречаться в рукописях, не имеющих ничего общего с «З.», напр., оно используется для обозначения «Стословца Геннадия» (РГБ. Рум. № 361) или выносится в заглавие некалендарного сборника смешанного состава (ГИМ. Син. № 682).
Тексты, входящие в «З.», имеют назидательно-дидактическую направленность, сборник не содержит догматических сочинений. В «Прилоге» объясняется цель составления сборника: «Да всяк почитаяй я… многу пользу в них души и телу обрящет». В поучениях «З.» говорится о необходимости посещать церковь и благоговейно внимать богослужению, соблюдать пост, приносить искреннее покаяние в грехах, почитать родителей, «учителей» и «старейшин». Истинно верующий человек должен быть щедр на милостыню, снисходителен к окружающим и милостив к недругам, должен заботиться в своей повседневной жизни о чистоте поступков и помыслов и всегда помнить о Страшном Суде. Ему не следует прельщаться мирскими соблазнами, предаваться скорби в бедах, чрезмерно оплакивать умерших. Пространная и краткая редакции имеют общую часть: 67 из 138 Слов пространной редакции встречается в большинстве списков краткой редакции. Тематически обе редакции сходны. «З.» предназначался для домашнего (келейного) чтения, был адресован как духовенству, так и мирянам. Обе распространенные редакции сборника представлены в Великих Четьих-Минеях митр. св. Макария. Краткая редакция «З.» помещена под 13 нояб. (день памяти свт. Иоанна Златоуста) во всех 3 списках Миней: Софийском (РНБ. Соф. № 1319. Л. 303-528), Царском (ГИМ. Син. № 176. Л. 584-993) и Успенском (ГИМ. Син. № 988. Л. 434-759). Полная редакция помещена в Успенском списке после чтений на 29 февр. (ГИМ. Син. № 991. Л. 890-1340).
М. С. Фомина выделила внутри краткой редакции 3 группы. Списки 1-й группы, в к-рую входит, в частности, пергаменный список XII в. РНБ. F.п.I.46 (неполный), помимо Слов свт. Иоанна Златоуста содержат произведения, надписанные именами др. авторов, а также Житие св. Таисии. В списках 2-й группы читается 1-я полная редакция апокрифического «Евангелия Никодима». Два списка 3-й группы содержат наименьшее число текстов: 21 и 53. Т. о., число глав в сборниках краткой редакции может варьироваться. В пергаменной рукописи РНБ. F.п.I.46 сохранилось 76 текстов, в Успенском списке Великих Четьих-Миней пронумеровано 119 глав. Особенностями краткой редакции «З.» можно считать относительную свободу в порядке следования текстов и открытость структуры сборника.
В отличие от краткой пространная редакция «З.» имеет достаточно устойчивый состав и порядок следования статей, которых насчитывается 138. В начале сборника помещается оглавление, состоящее из 2 частей: 1-я ч. содержит заголовки 45 статей и краткое их содержание, 2-я - перечисление названий остальных статей. Полная редакция «З.» сохранилась в наибольшем количестве списков, самые ранние относятся к ХV в. (БАН. 33.2.12; РГБ. МДА. № 43; ГИМ. Чуд. № 214; Там же. Муз. № 458 и 3455; Усп. № 14/1079). Известны списки этой редакции XVII-XIX вв., сборник целиком и выписки из него бытовали у старообрядцев.
Из списков «З.», содержащих 138 Слов, выделяется рукопись РГБ. Муз. № 8190 (XVI в.), отнесенная Фоминой к особой редакции памятника. Хотя список по объему совпадает с пространной редакцией, порядок расположения статей в нем иной. Помимо статей пространной редакции этот сборник включает 29 Слов свт. Иоанна Златоуста, большая часть которых не читается ни в одной из редакций «З.», эти Слова в рукописи не имеют номеров.
Особая редакция «З.», включающая мн. статьи, к-рые восходят к Изборнику 1076 г. или к его архетипу, представлена, как установил Федер, в рукописи 3-й четв. XV в. НБ Саратовского гос. ун-та. № 38 (по месту хранения кодекса эту редакцию уместно назвать саратовской). Время ее создания не установлено.
«З.» назван в числе рекомендованных к чтению сборников в 1-й краткой редакции Основного индекса истинных книг, зафиксированной в рукописях 1-й пол. XV в. Сборник указан в «Оглавлении книг, кто их сложил», автором к-рого, по-видимому, является чудовский мон. Евфимий: «Словеса св. Иоанна Златоустаго, собранные от его списаний Симеоном царем... их же числом 136». «З.» послужил источником при формировании календарных сборников уставных чтений (Златоуст и триодный Торжественник), а также некалендарного сб. «Измарагд».